МАСТЕР


  Я познакомился с Григорием Михайловичем в 2011 году, когда он переехал в Челябинск и устроился рабочим по обслуживанию зданий в школе-интернате. Про таких говорят «мастер золотые руки». Про его увлечение живописью я узнал недавно и совершенно случайно. Приехал как-то к маме в интернат и застал его за написанием картины.  


Расскажите, зачем вы пишете картины?

Картины я пишу для души. Всегда нравилось искусство. Получается, это как хобби, в свободное от работы время, маленькая отдушина.

 

Вы начали плотно писать только в 2011, хотя тяга к творчеству была с детства. Произошло какое-то событие, что вы взяли в руки кисть?

Нет. Событий особых не происходило. Я всегда занимался живописью. Не так плотно, конечно, как до переезда в Копейск. У меня и красок-то было очень мало. Достать было тяжело, я жил в поселке, где художественные вещи вообще не продаются. Помню, после переезда сюда мне попался в магазине художественный отдел. Когда первый раз его увидел, испытал такую радость! Настоящие масляные краски, кисти! О! Тогда-то я и подумал, что смогу более плотно заняться своим любимым делом.

 

Не было страха или сомнения, что близкие и окружающие люди не поймут и осудят ваше желание заняться живописью?

Я даже и не задумывался об этом… Просто мне всегда хотелось, чтобы картины были красивые, со смыслом, чтобы зритель мог узнать в картине себя, либо схожую ситуацию или событие. Например, из детства или юности.


Вы помните свою первую коммерческую картину?

Это было после армии. Я работал сварщиком на заводе железобетонных изделий. Начальник цеха узнал про мои художественные таланты.

Он заказал портрет жены. Это были  90-е годы. Она сидела на диване. Обстановка была очень красивая, шикарный диван. Она сидела так вальяжно, как на старых картинах, в очках, очень солидная женщина.


Сильно волновались?

Волнения не было, боялся по срокам не успеть. У его жены совсем скоро день рождения, а формат большой, примерно 1000×500 см. Я, когда картину в бумагу завернул, принес, как положено. Он ахнул! «Я», говорит: «ее в зале повешу, пусть все смотрят!».


Потом мода пошла расписывать двери входные. Он попросил меня расписать. Я говорю: «Смотри, чтобы ее с петлей не сняли!». Это был мой первый заказ и стимул, можно сказать. Думаю, раз людям нравится, можно и не забрасывать. А потом начались переезды, разводы, другая жизнь, и я на какое-то время прекратил писать.

 

Как вы понимаете, что именно хотите написать? Откуда берете вдохновение и образы?

Я никогда не задумывался об этом. Это получается как-то спонтанно. Из образов в голове я выстраиваю сюжет, а как это будет выглядеть, подсматриваю в интернете. Где-то фотографию увидишь, где-то кадр из фильма, где-то старые картины художников. Собираю сюжет из всего этого и пишу. Я не думаю, что собирательный образ является плагиатом. Я же не ворую чужую картину, я только позы «натурщиков» подсматриваю.


У вас есть любимые художники?

Мне всегда нравились работы Шишкина и Айвазовского. Из зарубежных художников — Рафаэль и Леонардо да Винчи. Нравятся работы старых мастеров.


Как долго вы обычно пишите?

Я пишу свои картины, когда располагаю временем. Есть время, подошел, пописал час, два. Но если, конечно, кто-то попросит, или заказ будет, я свои домашние дела отложу. Коммерческие заказы я пишу максимум за месяц. Нужно время, пока просохнет один слой краски, другой, пока вдохновение придет. Ну, где-то месяц и уйдет.

 

Что вы чувствуете, когда заканчиваете очередное произведение?

Облегчение. Не знаю какое. Как-то на душе вроде спокойно, что закончил. Придут новые зрители, будут смотреть. Кому-то понравится, кто-то купить захочет. И можно начинать новое произведение.

 

На ваших картинах глаза у людей и животных расположены так, будто они всегда смотрят на зрителя. Обычно этот приём используется в иконописи. Вы вкладываете в свои работы христианские смыслы и ценности?

Нет-нет. С этим не связано. Мне нравится вкладывать в свои картины какой-нибудь «секретик». И чтобы этот «секретик» раскрывался и удивлял людей, когда они смотрят на картину. Это не сказать, что фишка, но на многих картинах ты такого не увидишь.


Вы верующий человек?

Я бы не сказал, что фанат, но придерживаюсь веры. Бог, он же как, в каждом из нас. Не обязательно молиться до умопомрачения. Просто достаточно верить в него.

 

У вас бывал творческий кризис?

Да. Он выпал на год пандемии. Воспитатель подарила мне сертификат на посещение мастер класса по живописи. К художнику, настоящему. Он и в институте учился и практика у него хорошая. Я сходил только на два урока. На третий уже не пошел, не то, что сильно отставал от остальных, но как-то было не по себе. Техника была близка, просто я себя почувствовал Ломоносовым в первом классе. Когда у детей опыта больше, и как-то у них получается лучше. И ты вроде тоже художник, как и они, но их работы почему-то лучше получаются. Я немножко загрустил. Хотя преподаватель звала и в пример ставила детям, что взрослые люди тоже учатся. Но мне было как-то не удобно. И я тогда где-то на полгода потерялся. Не хотел подходить даже к полотнам и кисти в руки брать.


Но потом мне приглянулся один сюжет. Сотрудница отдала старые журналы. В одном из них я увидел фотографию мальчишки, который надувает мыльные пузыри. И почему-то сразу влюбился. У него лицо такое детское, наивное. Еще и эти пузыри мыльные. Красиво. И я вновь начал писать. Сделал сначала чёрно-белый вариант картины. Один художник рассказывал, что можно сначала такой слой нанести в ч/б, а потом раскрашивать, как раскраской. Потом мне показалось, что мальчик смотрится одиноко, и я подрисовал девочку. Тоже с журнала. Только она там цветы собирала, а я ей яблоки дал. И вот они в паре так и остались. Когда картина была написана, мне коллеги на работе сказали, не надо ее раскрашивать. Пусть останется черно-белой.


Что самое главное в человеке?

На мой взгляд самое важное — это доброта, бескорыстие.


А что самое главное в творце?

Стимул, добиться того, чего ты хочешь, и сотворить так, как ты хочешь. Не идеально для всех, а так, как ты это видишь, как представляешь.

 

Как вы называете свои картины?

В основном с названиями помогает супруга. Она воспитатель, ей легче придумывать.

 

Есть ли то, что вы ещё хотели бы изобразить в своих произведениях?

У меня ни на одной картине нет букета цветов. Мечтаю изобразить цветы реалистично, чтобы они были не хуже, чем на старых полотнах. Но я пока не могу составить такой букет. Такую красивую композицию для меня составить очень сложно.

 

Всё ли подвластно кисти художника? Как считаете, есть ли вещи, которые невозможно изобразить?

Художник не работает одними кистями. Он вкладывает часть своей души в каждое произведение. Так что, да, думаю, кисти художника подвластно все. Можно написать что угодно, главное, чтобы это нашло отклик у зрителя. Чтобы он не просто посмотрел и отошел, а задержался, подумал, что-то вспомнил, куда-то перенесся.


Григорий родился и вырос под Троицком в поселке Кварцитный Челябинской области. В 18 лет ушел на службу в армию в пограничные войска. Принимал участие в военном конфликте в Афганистане, имеет множество наград. Кроме живописи занимается резьбой по дереву и обустраивает свой дом. Его работы можно увидеть в дошкольном отделении и музыкальном зале во всю стену. В помещении прачки украсил стену подводным миром. Сейчас пишет очередную картину у себя в мастерской.


Проекты